Центр Современной Культуры «Гараж»
ВЫСТАВКА
Ильи и Эмилии Кабаковых
В новом арт-пространстве Москвы - Центре Современной Культуры «Гараж» - на восьми с половиной тысячах квадратных метров бывшего Бахметьевского автобусного парка, возведенного еще в начале прошлого века культовым архитектором-конструктивистом Мельниковым, открылась первая выставка, представляющая инсталляции «Альтернативная история искусств» и «Красный вагон» Ильи и Эмилии Кабаковых.
Илья Кабаков – главный классик московского концептуализма, самый известный из ныне живущих российских авторов. Выставка приурочена к его 75-летнему юбилею, а также именно в этом году прошло ровно 20 лет, как Кабаков покинул Россию (последние годы художник живет в Нью-Йорке и выступает в соавторстве со своей женой Эмилией).
Кабаков — уникальная, парадоксальная, почти мифологическая личность, «воплощение современного искусства России» с точки зрения мировой художественной общественности, единственный русский художник, добившийся невероятного успеха и абсолютного признания во всем мире. Самые авторитетные художественные рейтинги трижды называли его лучшим художником современности; выставки Ильи Кабакова проходят на самых престижных мировых площадках. Его произведениями гордятся самые знаменитые музейные собрания. Так получилось, что Кабаков стал своеобразной «точкой отсчета» — с начала 90-х годов каталоги о русском искусстве ХХ века открываются «Черным квадратом» Малевича, а заканчиваются «тотальными инсталляциями», созданными Ильей Кабаковым.
Кабаков совершил прорыв. Собрав воедино весь советский хлам, он лепит из него собственную модель вселенной, пишет свои законы и правила. В его инсталляциях совок – микрокосмос причинно - следственных связей, по которым можно проследить историю целой эпохи. Термин «тотальная инсталляция» придуманный художником, означает такое произведение, которое нельзя рассмотреть со стороны - в него надо войти, обжиться в нем. Еще Кабаков придумал новый жанр – альбом – набор листов с рисунками и текстами. «У меня всё последнее время было безумное желание отразить всю жизнь нашего советского общества, не пропустить ни одной бумажки, потому, что была надежда, что нас всех возродят скопом» (И. Кабаков). В то же самое время, творчество Ильи Кабакова практически неизвестно в России. В середине 90-х была организована единственная персональная выставка художника. Автор на ней не присутствовал…
Для «Альтернативной история искусств» в «Гараже» Ильей и Эмилией Кабаковыми специально выстроено образцовое музейное пространство с четко продуманными лабиринтами залов и экспликациями, повествующими историю трех художников: Шарля Розенталя, Ильи Кабакова и Игоря Спивака. На примере творчества этих выдуманных им авторов, Кабаков представил свое видение истории искусств, которая возможно была бы именно такой, если не пошла бы по пути Малевича и Кандинского и смогла бы примирить радикальность авангарда с понятной всем житейской советской реальностью.
Кульминацией экспозиции в «Гараже» является легендарный «Красный вагон» - знаменитая работа 1991 года, побывавшая на всех самых важных выставках мира. Эта тотальная инсталляция представляет собой образ утопической советской идеи. Вы как будто бы попадаете на островок советской жизни, реалистичный и трогательный: внутри вагона буквально ощущается дух страны советов, можно сесть на скамейку и под ностальгические мелодии рассматривать картины с изображением идеалистического будущего из нашего советского прошлого.
Центр Современной Культуры «Гараж»
|